г. Хабаровск, Трамвайный проезд, 5а, пер.Фабричный, 23а

Психологические рекомендации педагогам по подготовке выпускников к ЕГЭ

Психологический настрой выпускников в ситуации ЕГЭ зависит и от учителей-предметников, их действий и слов. Вследствие этого представляется необходимой также специальная подготовка педагогов, заключающаяся в обучении приемам создания ситуации успеха.

Учителям, помня о том, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу», следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. В последние годы Центром тестирования РФ выпущены сборники тематических тестов. Эти тесты разработаны для учащихся с 5-го по 11-й классы практически по всем предметам, выносимым на ГИА и ЕГЭ. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и отработать у них навык работы с тестовыми заданиями.

Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят учащимся в ходе сдачи ГИА и ЕГЭ реально повысить балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. При этом основную часть работы желательно проводить не перед самим экзаменом, а заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов по пройденным темам, т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных, как сдача ГИА и ЕГЭ.

Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения не только повышают эффективность подготовки к сдаче ГИА и ЕГЭ, но и позволяют учащимся более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Повышайте уверенность учащихся в себе, так как чем больше подросток боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Подбадривайте учащихся, хвалите их за то, что у них хорошо получается. Если старшеклассник поражает Вас каменным спокойствием – это не так уж и хорошо. Отсутствие некоторого волнения на экзамене часто мешает хорошим ответам.

И, самое главное, не забывайте об «оптимистической гипотезе», верьте в свои силы и возможности Ваших учеников!

Исходя из вышесказанного, педагогическое сопровождение выпускников должно быть направлено на:

  1. формирование у старшеклассников чёткого представления о процедуре экзамена;
  2. проведение групповых занятий-практикумов (овладение процедурой ЕГЭ на симулированном материале), в ходе которых, на основании диагностики, самоанализа или экспертных оценок, учащиеся должны выстроить личную когнитивно-парциальную стратегию прохождения экзамена;
  3. обсуждение с подростком, какие позитивные смыслы может иметь для него интенсивная подготовка к ЕГЭ: поддержание самоуважения, соревнование с другими, подготовка в техникум или вуз, другое;
  4. формирование у подростка собственного образа успешного будущего («Я успешный») и интереса к нему;
  5. снижение тревожности ребенка накануне экзаменов и перед их началом, так как повышенная тревожность может отрицательно сказаться на результате тестирования.

Задача педагога - сделать все, чтобы снизить волнение и страх неудачи. «Времени совсем не осталось», «Не готовы!...», «Не сдадите...», «С такими знаниями рассчитывать не на что» - многократное повторение подобных фраз, тактика запугивания, помноженная на собственное волнение ребенка, повышают тревожность, формируют негативную установку.

Не менее важным будет являться:

  1. регулярное сотрудничество с учителями-предметниками;
  2. работа с родителями – распределение ответственности между родителями и школой в плане подготовки к экзаменам и профилактики экзаменационного стресса;
  3. проведение тематических родительских собраний, практикумов, индивидуальных встреч направленных на формирование у родителей реалистической картины ЕГЭ, коррекцию нереалистических ожиданий, а также поддержку родителей, испытывающих тревогу по поводу успехов своих детей.

Таким образом, роль педагога в подготовке старшеклассников к ЕГЭ заключается в обеспечении атмосферы успеха, формировании у старшеклассников базы знаний и чёткого представления о процедуре экзамена.

Оставить заявку / Задать вопрос

Сохранность персональных данных гарантирована!
×
 
×
 
×