г. Хабаровск, Трамвайный проезд, 5а, пер.Фабричный, 23а

Советы педагогам по подготовке выпускников к ЕГЭ

Любой экзамен - испытание, которое связано с физическим, интеллектуальным и эмоциональным напряжением. Именно это состояние и называют экзаменационным стрессом. Существуют два основных варианта реакции на него.

Первый - активизация, мобилизация, концентрация всех усилий. В этом случае сохраняется способность спокойно и адекватно оценивать вопросы и задания, соотносить их со своими знаниями, а также объективно относиться к возникающим трудностям.

Для второго варианта характерны растерянность, страх неудачи, паника. Тогда теряется способность адекватно реагировать, и хорошо сдать экзамены сложно даже тем, кто знает материал.

Учителям, помня о том, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу», следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. В последние годы Центром тестирования РФ выпущены сборники тематических тестов. Эти тесты разработаны для учащихся с 5-го по 11-й классы практически по всем предметам, выносимым на ГИА и ЕГЭ. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и отработать у них навык работы с тестовыми заданиями.

Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят учащимся в ходе сдачи ГИА и ЕГЭ реально повысить балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. При этом основную часть работы желательно проводить не перед самим экзаменом, а заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов по пройденным темам, т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных, как сдача ГИА и ЕГЭ.

Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения не только повышают эффективность подготовки к сдаче ГИА и ЕГЭ, но и позволяют учащимся более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Исходя из вышесказанного, педагогическое сопровождение выпускников должно быть направлено на:

  1. формирование у старшеклассников чёткого представления о процедуре экзамена;
  2. выработка уверенного навыка эмоциональной саморегуляции, в том числе выхода из «интеллектуального ступора»:
  3. проведение групповых занятий–практикумов (овладение процедурой ЕГЭ на симулированном материале), в ходе которых, на основании диагностики, самоанализа или экспертных оценок, учащиеся должны выстроить личную когнитивно-парциальную стратегию прохождения экзамена;
  4. Задача педагога - сделать все, чтобы снизить волнение и страх неудачи. Создание атмосферы неудачи - основная ошибка педагогов при подготовке к экзаменам. "Времени совсем не осталось", "Не готовы!...", "Не сдадите...", "С такими знаниями рассчитывать не на что" - многократное повторение подобных фраз, тактика запугивания, помноженная на собственное волнение ребенка, повышают тревожность, формируют негативную установку.
  5. обсуждение с подростком, какие позитивные смыслы может иметь для него интенсивная подготовка к ЕГЭ: поддержание самоуважения, соревнование с другими, подготовка в техникум или вуз, другое;
  6. формирование у подростка собственного образа успешного будущего («Я успешный») и интереса к нему;
  7. регулярное сотрудничество с учителями-предметниками;
  8. совместное проведение репетиционных мероприятий, для создания условий и ознакомления педагогов с психологическими аспектами экзамена в целом и трудностями отдельных групп выпускников;
  9. психолого-педагогический анализ стратегий учащихся, допущенных ошибок, степени соответствия ожиданий педагога с полученными результатами;
  10. работу с родителями - распределение ответственности между родителями и школой в плане подготовки к экзаменам и профилактики экзаменационного стресса;
  11. Проведение тематических родительских собраний, практикумов, индивидуальных встреч должно быть направленно на формирование у родителей реалистической картины ЕГЭ, коррекцию нереалистических ожиданий, а также поддержку родителей, испытывающих тревогу по поводу успехов своих детей.

Таким образом, роль педагога в подготовке старшеклассников к ЕГЭ заключается в обеспечении атмосферы успеха, формировании у старшеклассников базы знаний и чёткого представления о процедуре экзамена.

Оставить заявку / Задать вопрос

Сохранность персональных данных гарантирована!
×
 
×
 
×