Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Выпускные экзамены - это один из важнейших этапов в жизни, определяющий будущее выпускника.
Единый государственный экзамен - это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что повышает его субъективную значимость и, следовательно, уровень тревоги. В этот период выпускники, как никогда нуждаются в поддержке со стороны родителей.
Процедура Единого Государственного Экзамена может вызывать ряд специфических трудностей у отдельных категорий выпускников. Подросткам астеничного типа трудно поддерживать высокий уровень работоспособности в течение всего времени сдачи экзамена. У ребят с высоким уровнем вызывает напряжение сам факт ограниченного времени. Старшеклассники аудиального и кинестетического типа испытывают трудности в связи с чисто визуальной формой заданий.
М. Ю. Чибисова, автор книги «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями» выделяет три типа трудностей, с которыми сталкиваются выпускники: когнитивные, процессуальные, личностные трудности.
Когнитивные трудности представляют собой особенности психического развития, связанные с особенностями переработки информации, особенности развития мнемических процессов, логичности мышления.
Психологическая работа по преодолению данного типа трудностей будет направлена на развитие основных психических функций и обучение эффективной работы во время проведения экзамена.
Процессуальные трудности – отсутствие полной и четкой информации по самой процедуре сдачи экзаменов. Знание о процедуре прохождения экзамена позволяет выпускнику быть более собранным во время организационных моментов и во время самого экзамена и подготовиться к возможным трудностям, которые могут возникнуть в процессе прохождения ГИА и ЕГЭ. При реализации данного типа трудностей срабатывает принцип «Предупрежден – значит вооружен». Преодоление процессуальных трудностей обеспечивает пробное проведение экзаменов, выступление выпускников прошлых учебных лет, выпуск различных брошюр, памяток для выпускников, родителей.
Личностные трудности связаны с личностными особенностями развития выпускника – эмоциональная стабильность, организованность работы, уровень тревожности и т.п.
В психолого-педагогической литературе можно найти многочисленные рекомендации как родители могут помочь своим детям преодолевать возникающие трудности в период подготовки и сдачи экзаменов.
Слово «экзамен» переводится с латинского языка как «испытание». Экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с данным испытанием. Однако в силах родителя поддержать выпускника на расстоянии. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Важно научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать».
Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.
Таким образом, чтобы поддержать ребенка родителю необходимо:
Семья может обеспечить создание комфортных социальных и психологических условий, снизить напряжение и тревожность ребенка. Родителям следует учитывать индивидуальные особенности своего ребенка и заранее продумать стратегию поддержки, возможно, обратиться за помощью к соответствующим специалистам.
Таким образом, роль родителей в подготовке старшеклассников к ЕГЭ включает в себя как конкретные действия по поддержке ребенка в период экзаменов, так и создание условий для развития здоровой, успешной, психологически устойчивой личности.